Цифровизация окружающего мира неотвратимо расширяется, поглощая все больше привычных нам областей. Этот факт сложно отрицать, поэтому более выгодной жизненной стратегией представляется если не погружение в новые тренды, то хотя бы общее понимание происходящего. Одной из новых технологий сегодня является блокчейн и созданный на его основе смарт-контракт. Активное развитие криптовалютного рынка и новый виток популярности в виде NFT, возможно, серьезно исказили восприятие этой технологии и ее возможностей в сторону финансовых спекуляций и генерирования непонятных цифровых активов. Как следствие, логистическое сообщество разделилось на два лагеря: тех, кто считает блокчейн перспективной технологией в логистике, и тех, кто не верит в ее будущее и называет бессмысленным хайпом. Колумнист ГиД Вячеслав Белобжецкий — о возможностях и проблемах применения смарт-контрактов в логистике.

Смарт-контракт (СК) — это программа (скрипт), направленная на автоматизацию бизнес-процессов. Она выполняется автоматически на виртуальной машине (EVM) и представляет собой последовательный алгоритм контроля наступления цепочки событий для выполнения каждого последующего события в цепочке на основе объективной фиксации факта наступления предыдущего. Для обеспечения объективности и прозрачности цепочки событий все действия записываются в распределенном реестре (блокчейне).

В логистике смарт-контракты используются (могут использоваться):

  • для проведения аукционов среди поставщиков товаров и услуг, чтобы обеспечить независимое определение победителя и зафиксировать результаты торгов;
  • организации электронного документооборота перевозочных документов (альтернатива использованию технологии цифровых подписей для фиксации каждого этапа процесса перевозки в блокчейне);
  • контроля информационного обмена с объектами интернета вещей (IoT) и реагирования путем подачи сигнала в момент нарушения параметров объекта IoT, установленных в СК;
  • проведения расчетов между заказчиком и исполнителем перевозки по факту исполнения перевозки в строгом соответствии с условиями оплаты по договору перевозки;
  • автоматизации информационного обмена и последующего перемещения запасов в рамках решений по управлению запасами в цепях поставок.

 

Какие задачи решаются с их помощью

Ценность смарт-контракта с применением технологии блокчейн заключается в обеспечении им строгого следования заданной схеме бизнес-процесса, а также автономности выполнения алгоритма СК и прозрачности операций – и, как следствие, возможности подтверждения достоверности событий, надежности хранения данных в распределенном реестре.

Исходя из особенностей применения смарт-контракты позволяют выстраивать сложные бизнес-процессы (участники которых могут иметь разнонаправленные цели), обеспечивать безопасность и устойчивость функционирования цепей поставок. Также они могут обеспечивать прозрачность операций в цепи поставок – без возможности внесения несанкционированных корректировок в данные и информирование участников логистических процессов о движении товаров и документов в цепях поставок.

Какие остаются проблемы и ограничения на использование смарт-контрактов в логистике

Все существующие ограничения для развития смарт-контрактов в логистике можно разделить на две части. Во-первых, это ограничения развития технологии блокчейн, необходимой для функционирования смарт-контрактов. И во-вторых, ограничения, связанные с законодательным регулированием, со зрелостью и готовностью общества и бизнеса к внедрению смарт-контрактов.

1. Технология блокчейн применяется уже довольно широко как в логистике, так и в других областях бизнеса и государственного управления. Смарт-контракт немыслим без блокчейна, так как алгоритм смарт-контракта передает в блокчейн информацию о событиях, требующих удостоверения/сохранения в блок.

к. э. н., MBA Вячеслав Белобжецкий

Однако ввиду платности регистрации транзакций в блокчейне и применения для оплаты некоторой криптовалюты возникают сложности с кросс-платформенностью. Это означает, что решение, использующее конкретную технологическую платформу блокчейн, не всегда совместимо с другими решениями. Что обуславливает необходимость привязки к некоторым наиболее распространенным платформам — например, Ethereum, для использования ее криптовалюты.

Для решения этой проблемы разрабатываются кросс-платформенные решения: например, Polkadot, Cosmos, Thepower, где можно создавать отдельные блокчейны (их еще называют парачейн), взаимодействующие как друг с другом, так и с внешними сетями — такими как Bitcoin, Ethereum.

2. В России присутствуют все элементы институциональных и социально-экономических препятствий для развития технологии блокчейн и связанных приложений. В части государственного регулирования законодательство в недостаточной мере регулирует использование токенов для взаиморасчетов внутри блокчейна, а также трактует криптовалюты как цифровое имущество. Многочисленные заявления представителей монетарных властей РФ тоже не вносят ясности и стабильности в вопрос регулирования взаимоотношений с цифровыми операциями.

Дополнительно государство активно развивает альтернативную централизованную инфраструктуру для электронного документооборота и построенную на отечественных криптотехнологиях систему электронных цифровых подписей, которые выдаются российскими аккредитованными удостоверяющими центрами.

В такой системе заложены дополнительные сложности для транснационального применения — в связи с необходимостью унификации законодательства и признания элементов системы разными государствами.

Общество в целом и бизнес, в частности, также не готовы к внедрению смарт-контрактов из-за устоявшейся непрозрачности взаимоотношений между участниками. Крупные компании не готовы отказаться от финансирования собственных оборотных средств за счет поставщиков, не только устанавливая длительные отсрочки платежа, но и нарушая безнаказанно эти сроки. Банки не готовы предоставлять автоматизированный доступ для исполнения обязательств своими клиентами путем автоматического списания денежных средств в пользу контрагента в рамках смарт-контракта и т. д.

Дополнительным немаловажным фактором выступает цифровая незрелость бизнеса, заключающаяся в том, что множество бизнес-процессов не только не автоматизированы, но даже не формализованы.

Как в перспективе могут развиваться блокчейн-технологии в логистике

Блокчейн-технологии уже сейчас могут и частично используются в логистике. Примерами могут служить частные решения о прослеживаемости в цепях поставок и международные морские перевозки.

В краткосрочной перспективе транспортная отрасль уже готова предложить применение блокчейна в следующих областях:

  • торги поставщиков ресурсов (товарные аукционы, аукционы ставок фрахта за перевозку и т. д.);
    передача данных этапов доставки;
  • внедрение смарт-контрактов для автоматизации расчетов между участниками цепей поставок;
  • контроль и управление объектами IoT: датчики, электронные пломбы, системы отслеживания;
  • контроль и управление электронным документооборотом перевозочных документов.

 

По некоторым из направлений уже существуют международные и российские решения — например, Tradelens, ZIM, Provenance, Nyshex Dilex Global.

В более отдаленной перспективе применение блокчейн-технологии вероятно для таких направлений и задач, как осуществление контроля за беспилотным транспортом для обеспечения безопасности функционирования и обеспечение сквозного электронного документооборота между различными видами транспорта и различными участниками (компании, государственные и международные структуры).

Кроме того, это контроль и управление перевозкой грузов и пассажиров различными видами транспорта (как беспилотными, так и пилотируемыми транспортными средствами), а также складирование и дистрибуция на основе бесшовных автоматизированных систем взаимодействия ТС и объектов транспортно-логистической инфраструктуры.

 

Текст: к. э. н., MBA, директор по развитию DilEx Global Вячеслав Белобжецкий

РЕКАЛАМА