бизнес
Представители отрасли назвали пути повышения эффективности грузовых автоперевозок
Полная легализация участников рынка позволит государству привлечь около 500 млрд руб.
Авторитетные эксперты представители сфер транспорта, логистики и грузоперевозок — обсудили проблемы отрасли в рамках круглого стола «Повышение эффективности грузовых автоперевозок», прошедшего 24 мая в Москве. Организаторами мероприятия выступили профильный деловой портал «Грузовики и дороги» и агентство ATO Events.
НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Как напомнил в своем вступительном слове модератор мероприятия — и.о. председателя Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) Борис Рыбак, с самого начала своей либерализации сфера продолжала лишь бурно расти. В какой-то момент, в предкризисные 2012–2014 годы, объем рынка достиг пиковых значений в 5 млрд т в весовом выражении и, по разным оценкам, 5–6 трлн руб. в денежном. В целом сегодня на автомобильную транспортировку грузов приходится более 50% всего грузооборота страны, а в отрасли суммарно трудится порядка 7–8 млн человек.
Модератором мероприятия выступил и.о. председателя Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Борис Рыбак (фото: ATO Events)
В то же время, отметил Борис Рыбак, период либерализации подошел к концу и отечественная сфера грузовых автоперевозок находится на пороге глобальных перемен. «Рынок грузовых автоперевозок уже ни при каких условиях не останется прежним», — подчеркнул он.

По словам и. о. председателя МОЭС, многие из предстоящих перемен, с одной стороны, привнесут на рынок новые технологии, но в то же время на первом этапе неизбежно вызовут рост затрат со стороны самих перевозчиков. Единственным способом законной и успешной адаптации ко всем нововведениям, которые неизбежно проявятся в ближайшие два-три года, эксперт назвал улучшение эффективности работы. «Повышение эффективности перевозок — ключ к успеху», — заявил Борис Рыбак.

«Только те участники рынка, кто сумеет повысить эффективность своей работы, смогут пережить эти перемены, — продолжил эксперт. — И от того, насколько эффективно мы сможем работать, будет зависеть дальнейшие развитие или стагнация транспортной инфраструктуры в целом. А также сможет ли российская транспортная система стать полноценной частью международной транспортной системы — в первую очередь при обеспечении перевозок между Востоком и Западом, о чем в последнее время очень много говорится».
ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ
Зав. отделом НИИАТ Иван Батищев указал на проблемные точки отрасли грузовых автоперевозок (фото: ATO Events)
Сами участники круглого стола представили вниманию своих коллег ряд разноплановых и интересных докладов. Так, один из мэтров экспертного сообщества, заведующий научно-исследовательским отделом «Управление перевозками грузов автомобильным транспортом» НИИАТ Иван Батищев в своем выступлении указал на главные текущие проблемы развития грузовых автоперевозок в России, которые требуют решения.

По его словам, прежде всего это значительное, трехкратное падение грузооборота. Если в 1990 году объем перевозок автотранспортом в стране составлял 15,34 млрд т, то в 2000-м — 8,88 млрд т, а в 2016-м и вовсе лишь 5,14 млрд т. В свою очередь тоннокилометраж упал за этот период на 20%, с 299,0 млрд до 234,5 млрд ткм. И это при том, что численность автопарка страны в 1990 году была меньше нынешнего показателя в 2,2–2,3 раза, отметил эксперт.

Производительность грузового автотранспорта также резко снизилась — в 3–4 раза. А общую численность грузового автопарка (6,2 млн транспортных средств) представитель НИИАТ назвал явно излишней.

«Стоит над этим задуматься и сделать выводы. Прежде всего о том, что у нас в стране наблюдается чрезмерное количество транспортных средств. Многие из них устаревшие, половина парка требует списания. Автовладельцы часто продолжают эксплуатировать такую технику, но из-за этого показатель производительности на единицу техники резко снизился. Это одна из серьезнейших проблем. Необходимо списывать старые транспортные средства и обновлять парк», — констатировал Иван Батищев.

Число работников, занятых в сфере грузового автотранспорта, эксперт также назвал излишним: «При такой низкой производительности недопустимо, чтобы в отрасли было занято 5–7 млн человек. Число занятых должно соответствовать объемам перевозок», — сказал он.

Другой вытекающей и важной проблемой отрасли представитель исследовательского отдела НИИАТ назвал огромные суммарные транспортные расходы отрасли, которые он оценил в 2,5–3,5 трлн руб. «Это говорит о том, что мы перевозим грузы по завышенным ценам», — сделал вывод Иван Батищев.

Еще одной примечательной тенденцией рынка он также назвал то, что за последнее годы заметно вырос показатель средней протяженности маршрута автоперевозок — с 10–20 до 45 км. По мнению эксперта, тем самым автотранспорт показал свою возросшую конкурентоспособность с другими видами. В частности, он отнял часть грузоперевозок у ж/д транспорта.

«ПЛАТОН» И СЕРЫЙ РЫНОК
К положительным моментам отрасли представитель НИИАТ также отнес начало работы электронной системы «Платон». «Такие системы широко распространены во всем мире. Именно большегрузные автомобили наносят наибольший урон дорогам страны — и справедливо платят за это. Прежде государство получало значительный ущерб», — подчеркнул он.

Отметил Иван Батищев и динамику увеличения числа перевозчиков в системе «Платон» — по последним данным, более чем до 800 тыс. пользователей. В то же время общее число зарегистрированных большегрузных (12 т и более) транспортных средств, по его словам, составляет свыше 1,5 млн единиц, из которых в осуществлении регулярных перевозок занято около 1 млн.

При этом, по мнению эксперта, системе еще есть куда развиваться. В том числе ее действие имеет смысл распространить и на сеть региональных автодорог, которые «находятся в еще более худшем состоянии», чем федеральные (на которые приходится лишь 5% дорожной сети страны).

К очевидным возможным точкам развития отрасли и экономики страны в целом Батищев отнес легализацию участников рынка. По оценкам эксперта, до 70% участников рынка сегодня работают в «серой» зоне, из-за чего государство ежегодно недополучает около 500 млрд руб. Здесь, по мнению, представителя НИИАТ, необходимо совершенствование законодательной базы.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Доклад Ирины Новиковой из GEFCO Russia удостоился наибольшего интереса аудитории (фото: ATO Events)
Другие спикеры также представили свои предложения по повышению эффективности работы рынка. Так, руководитель отдела наземных перевозок GEFCO Russia Ирина Новикова раскрыла преимущества и степень использования автотранспорта в транспортно-логистической деятельности одного из крупнейших участников рынка (с годовой выручкой 4,2 млрд евро). Ее выступление удостоилось наибольшего количества вопросов из зала — огромный интерес аудитории вызвали практические примеры реализации ряда сложнейших проектов компании. Особое внимание при этом было обращено на тонкости юридического, в том числе налогового и нормативного, сопровождения бизнеса.

В свою очередь вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев представил коллегам концепцию перехода на электронный вариант товарно-транспортной накладной, что должно способствовать радикальному повышению прозрачности грузоперевозок.

Кроме того, генеральный директор компании «Нева-Трейлер» Тарас Коваль рассказал об опыте госрегулирования сферы грузовых перевозок в Германии, а генеральный директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян вкратце поведал о наиболее эффективных способах обновления автопарка.

Подводя итоги круглого стола, его модератор Борис Рыбак резюмировал: «Абсолютно восхищен тем, что сегодня здесь происходило. И один итог круглого стола совершенно очевиден: необходимость в обсуждении вопросов отрасли у нас есть — несмотря на то что многие из них обсуждаются уже годами. И мы видим, что уровень интереса со стороны экспертов очень высокий. Это означает, что у нас есть шанс действительно что-то сделать для отрасли перевозок».
Текст: Максим Алексеев
25 мая 2017 года