С 25 декабря 2017 года вступает в силу приказ Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 года № 141 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Данный приказ на законодательном уровне устанавливает требования к проведению предрейсового контроля техсостояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных автомобилей, автобусов и спецтехники.

Необходимость проведения контроля технического состояния ТС перед выпуском на линию была давно закреплена за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки автомобильным транспортом. В частности, это требование было зафиксировано в п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Но если до 2016 года перевозчикам предписывалось лишь организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, то с мая 2016 года, после внесения изменений в вышеуказанный федеральный закон, все организации и ИП, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны проверять техсостояние ТС перед выпуском на линию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Именно этот порядок и нашел отражение в приказе Минтранса РФ от 6 апреля 2017 года № 141.

Перед выездом на линию должны быть в обязательном порядке проверены исправность тахографа и аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб автомобиля (фото: Денис Хуторецкий)

Перед выездом на линию должны быть в обязательном порядке проверены исправность тахографа и аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб автомобиля (фото: Денис Хуторецкий)

Какие же новшества несет в себе данный законодательный акт для перевозчиков и чем может обернуться неисполнение или нарушение требований, отраженных в нем? Попробуем разобраться.

Во-первых, в документе определено, что предрейсовый контроль технического состояния ТС должен проводиться контролером технического состояния ТС, на которого субъектом транспортной деятельности должны быть возложены эти обязанности. При этом контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года № 287.

Иными словами, если до вступления в силу приказа Минтранса РФ от 06.04.2017 № 141 проверить техсостояние транспортного средства мог механик, мастер ОТК или другой технический специалист, то теперь законодательно закреплено, что таким лицом должен быть именно контролер техсостояния, который удовлетворяет определенными квалификационным требованиям. Проведение такого контроля должно быть отражено в должностной инструкции контролера или же в отдельном организационно-распорядительном документе перевозчика (приказ, распоряжение и т. д.).

[blockquote_gray»]Предрейсовый контроль технического состояния должен проводиться до выезда транспортного средства на линию с места его постоянной стоянки[/blockquote_gray]

Согласно п. 3 приказа Минтранса РФ от 06.04.2017 № 141 предрейсовый контроль технического состояния должен проводиться до выезда транспортного средства на линию с места его постоянной стоянки.

Во-вторых, приказом определено, что при проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а также Постановления Совета министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения». То есть если раньше перевозчикам достаточно было проверить отсутствие неисправностей на транспортном средстве, с которыми запрещена эксплуатация в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, то с 25 декабря этого года необходимо учитывать и требования, изложенные в ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств», в том числе и в части исправности навесного и специального оборудования.

Кроме того, теперь перед выездом на линию должны быть в обязательном порядке проверены исправность тахографа и аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб, если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации. Также должно проверяться отсутствие внесенных изменений в конструкцию ТС в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, в нарушение требований ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств».

Фото: Денис Хуторецкий

Фото: Денис Хуторецкий

Факт проведения предрейсового контроля технического состояния перед выездом на линию должен в обязательном порядке отражаться в путевом листе, где ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Соответствующие изменения уже внесены в пункт 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15 января 2014 года № 7.

Приказом Минтранса РФ от 6 апреля 2017 года №141 также предусмотрена необходимость ведения журнала регистрации результатов предрейсового контроля всеми субъектами транспортной деятельности. Обязательные реквизиты этого журнала приведены в вышеуказанном приказе.

[blockquote_gray»]Осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля влечет за собой наложение административного штрафа от 5 до 30 тысяч рублей.[/blockquote_gray]

За невыполнение или нарушение требований организации и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно ч. 3 ст. 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств влечет за собой наложение административного штрафа: на должностных лиц — 5000 руб., на юридических лиц — 30 000 руб .

Сумма штрафа не маленькая, а для крупных транспортных предприятий в случае систематического невыполнения требований она может обернуться серьезными убытками.

Рассматриваемый приказ Минтранса РФ, безусловно, необходим для нашей страны, учитывая непростую ситуацию с аварийностью на дорогах. И с точки зрения безопасности дорожного движения такие законодательные инициативы востребованы в наше время.

Фото: Денис Хуторецкий

Фото: Денис Хуторецкий

«Контроль технического состояния грузового автотранспорта необходимо усиливать, эти расходы стоят тех жизней на дорогах, которые можно спасти», — соглашается президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Но нужно создать равные условия для выполнения новых требований».

Он объяснил, что в штате крупных компаний уже есть инженеры по технической безопасности, которые могут быть переучены на контролеров технического состояния ТС. Наибольшей проблемой новые требования станут для мелких и частных автоперевозчиков.

Для них они обернутся в первую очередь дополнительными затратами на обучение контролеров техсостояния ТС, повышение квалификации уже имеющегося технического персонала, говорят участники рынка.

«Но и здесь есть выход. Это создание технопарков, которые будут предоставлять этой категории грузоперевозчиков различные услуги на внешнем подряде, в том числе и по контролю за техническим состоянием автотранспорта», — объяснил Матягин. Он напомнил, что один из таких проектов технопарка, организованный компанией «Совавто» в Санкт-Петербурге, был удостоен Национальной премии «Грузовики и дороги».

К сожалению, в новом приказе нет ни слова о возможности аутсорсинга данного вида деятельности. Более того, в документе четко определено, что предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств, на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля. То есть фактически с учетом особенностей приказа Минтранса РФ от 28 сентября 2015 года № 287 такой контролер должен быть сотрудником транспортного предприятия. А для небольших организаций это может обернуться дополнительными и внушительными затратами, связанными с заработной платой работника.

Текст: Артур Нургалеев
15 декабря 2017 года
РЕКАЛАМА