ГАЗ-АА — РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Советская “полуторка”, так же как и американский Ford-AA, технически была основана на легковом автомобиле ГАЗ-А (в США — Ford-A) и значительно с ним унифицирована. Грузовик практически без изменений унаследовал рулевое управление от легковушки и это решение оказалось удачным: из-за того, что при загрузке ГАЗ-АА смещался центр тяжести, на передние колеса приходилась масса меньшая, чем у легкового ГАЗ-А. В итоге рулить “полуторкой” было не сложно.

Рулевое управление машины было выполнено по классической для того времени схеме — рулевое колесо помещалось на оси, наклонно уходящей из кабины в подкапотное пространство. На оси размещался трехвитковый червяк, приводящий в движение двухзубый сектор, соединенный с сошкой. Этот упрощенный повышающий червячно-зубчатый редуктор имел передаточное отношение 16,6, то есть при повороте рулевого колеса на 16,6 градуса вал сошки поворачивался на 1 градус.

Учитывая передачу движения с сошки на толкатели колес, для полного поворота передних колес “от упора до упора” необходимо было сделать чуть меньше 5 оборотов руля. Предельный угол поворота колес из продольного положения составлял 28 градусов.

Рулевое колесо ГАЗ-АА изначально выполнялось в виде деревянного полированного кольца на металлической крестовине. Позднее дерево было заменено эбонитом, а рулевой редуктор немного усилен (хотя передаточное отношение и не изменилось). На крестовине руля в центре был установлен переключатель света и кнопка гудка.

Под рулевым колесом конструкторы разместили рычажок ручной корректировки опережения зажигания (например, на случай нестабильной работы двигателя) и ручажок для фиксации дроссельной заслонки карбюратора, по простому, подсос.