F-MAX — КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

Со времени первых “полуторок” автомобильные технологии шагнули далеко вперед, существенно облегчая работу водителей. Ford Trucks F-MAX получил новую 12-ступенчатую автоматизированную коробку передач ZF TraXon. С помощью этой коробки удалось реализовать простое управление тяжелым грузовиком при маневрировании на низких скоростях и существенно снизить нагрузки на сцепление. В конечном итоге это позволяет увеличить ресурс узлов и агрегатов машины.

В автоматизированной коробке передач ZF TraXon используются усовершенствованная зубчатая передача и устройство демпфирования. Они позволили существенно снизить шумность коробки. Например, по сравнению с коробками предыдущего поколения — ZF AS Tronic  шумность ZF TraXon снизилась на 6 дБ.

В трансмиссии ZF TraXon реализована система переключения режимов движения PreVision. С помощью данных с GPS-приемника и системы приема навигационных сигналов коробка передач работает в упреждающем режиме. Благодаря этому достигается дополнительная экономия топлива. На F-MAX эта функция является дополнительной опцией.

Новые технологии, включая и умную автоматизированную коробку передач, позволили оснастить грузовик Ford Trucks F-MAX настраиваемой системой круиз-контроля MaxCruise. Она способна анализировать дорожные условия и подстраивать работу силовых агрегатов под меняющиеся параметры движения. Таким образом также достигается дополнительная экономия топлива. Наконец, в Ford Trucks F-MAX реализована возможность ограничения максимальной скорости в зависимости от действующих скоростных ограничений на дороге.

ГАЗ-АА — КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

ГАЗ-АА комплектовались 4-ступенчатой механической коробкой передач с подключаемой задней скоростью, которая передавала вращение через закрытый карданный вал на задние колеса. В конструкции трансмиссии использовалось сухое однодисковое сцепление, довольно проблемное в трудных условиях эксплуатации.

Коробка передач была малонадежной, и через некоторое время после начала эксплуатации изнашивался ее вторичный вал. Это приводило к трудностям включения передач и выбиванию четвертой, прямой передачи. Поскольку именно она рекомендовалась для крейсерской езды, нормально перемещаться на “полуторке” становилось просто невозможно.

Тем не менее водители быстро нашли решение этой проблемы, придумав так называемую пятую передачу. Водители делали недлинную деревянную палку с рогатиной на конце; рогатина упиралась в рычаг переключения передач, а конец палки — в переборку моторного отсека. Таким образом можно было ездить еще довольно долго, дожидаясь, пока на станцию технического обслуживания придут дефицитные запчасти.

Четырехскоростная коробка передач ГАЗ-АА оснащалась прямозубыми шестернями, чем отчасти и объяснялся довольно быстрый износ вторичного вала — конструкция коробки изначально рассчитывалась под использование на легковых автомобилях. Коробка передач не имела синхронизатора. Любопытно, что несмотря на имеющиеся недостатки коробка от “полуторки” позднее была взята за основу коробок для грузовиков ГАЗ-51 и ГАЗ-63, а также внедорожников ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67.