Межотраслевой экспертный совет по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) подвел предварительные итоги первого этапа исследования российского рынка коммерческих грузовых автомобильных перевозок.

В процессе исследовательской работы, проводимой совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и консультационной компанией Infomost Consulting, эксперты МОЭС пришли к следующим промежуточным выводам:

  • Российский рынок коммерческих автомобильных грузоперевозок имеет благоприятные перспективы развития и высокую инвестиционную привлекательность.
  • Рынок все еще остается сильно фрагментированным и имеет большой потенциал консолидации, бенефициарами которой являются крупные профессиональные игроки.
  • В среднесрочной перспективе наиболее быстрыми темпами рынок будет расти на Урале и в Сибири.
  • Самый развитый, организованный и перспективный сегмент рынка — коммерческие FTL-перевозки для ритейлеров и FMCG-компаний.
  • Активное развитие торговых сетей и интернет-торговли — среди основных драйверов роста коммерческих автомобильных грузоперевозок.
  • Грузооборот автомобильным транспортом с Китаем продолжит рост.
«С начала лета этого года мы предпринимаем все усилия для того, чтобы собрать воедино те, прямо скажем, немногочисленные и крайне разрозненные данные, которые описывают коммерческий рынок автомобильных грузовых перевозок в нашей стране, — говорит директор по консультативно-аналитической работе Infomost Consulting Алексей Комаров. — И если по международным перевозкам, которые регулируются властями, данные есть, и вполне качественные, то по всем остальным сегментам информации очень мало. Наша сверхзадача — начинать восполнять этот пробел»

Перед исследователями помимо сбора и первичного анализа статистических данных, описывающих рынок, стоит более сложная задача формирования качественной оценки рынка и его отдельных сегментов в целях создания прогноза средне- и долгосрочного развития.

Полученные на сегодняшний день результаты свидетельствуют о благоприятных перспективах развития и потенциальной инвестиционной привлекательности рынка. На долю автогрузового транспорта приходится более 2/3 перевозок всех грузов в России. В среднесрочной перспективе предполагается поступательный рост объемов магистральных автоперевозок на уровне 3,5% в год. После спада 2014–2015 годов рынок снова находится на подъеме.

Источник: Росстат РФ.

Источник: Росстат РФ.

География наиболее интенсивных маршрутов грузовых автомобильных перевозок расширяется: сегодня наибольшая доля перевозок приходится на европейскую часть России, но объемы перевозок на Урале и в Сибири показывают все более быстрый рост.

В связи с ростом курса доллара и евро в 2014–2015 годах, а также введенным продуктовым эмбарго со стороны РФ в августе 2014 года грузопоток из ЕС в 2015–2016 годах снизился, по оценкам Eurostatica, на 30–45% (в зависимости от категории продукции) в сравнении с объемами 2013 года. После периода явного спада грузоперевозок РФ — ЕС в 2016 году наблюдалась стабилизация данного направления грузоперевозок. В 2016-м из Евросоюза в РФ на автотранспорте было перевезено 9,49 млн т грузов, на 2,89% меньше, чем в 2015 году. В обратном направлении доставлено 9,89 млн т грузов (+4,29%).

По данным ФБУ «Росавтотранс», в 2016 году зафиксирован резкий рост грузопотока между Россией и КНР. Если по итогам 2012 года совокупный грузопоток автомобильным транспортом между двумя странами составил 1,57 млн т, в 2013-м — 1,64 млн т, в 2014-м — 1,7 млн т, а 2015-м — 2 млн т, то за 2016 года грузопоток автомобильного транспорта между РФ и КНР уже превысил уровень 2,5 млн т.

По данным ФТС РФ, общий товарооборот между Россией и Китаем по итогам 2016 года увеличился на 2,2%, достигнув 69,53 млрд долл. Согласно последним данным Главного таможенного управления КНР, в I квартале 2017 года внешняя торговля между стратегическими партнерами показала бурный рост: стоимость экспорта из Китая в Россию выросла на 22,4% (до 8,44 млрд долл.), а стоимость российского импорта в КНР — на 36,1% (до 9,67 млрд долл.). Общий прирост товарооборота к I кварталу 2016 года составил 29,3%.

Российский рынок грузовых автоперевозок все еще остается сильно фрагментированным и имеет большой потенциал консолидации (Фото: Денис Хуторецкий)

Российский рынок грузовых автоперевозок все еще остается сильно фрагментированным и имеет большой потенциал консолидации (Фото: Денис Хуторецкий)

В связи со снижением грузопотока товаров из ЕС в РФ на рынке перевозок произошла определенная переориентация грузопотоков. Выросли грузовые потоки и их доли по внутренним направлениям: Центр — Юг, Центр — Восток, а также РФ — Казахстан (учитывая направления туда и обратно). Участники рынка отмечают увеличение потока и возможность организации перевозок грузов в обратном направлении, из Сибири в ЦФО и ПФО.

Секторально самый развитый, организованный и перспективный сегмент рынка — FTL-перевозки для ритейлеров и FMCG-компаний. Наиболее сильно услуги грузовых автомобильных перевозок востребованы в сегменте FMCG (41,3% всех перевозок, по данным исследовательского агентства MegaResearch), который демонстрирует уверенный рост, в том числе в регионах Урала и Сибири. В число крупнейших FTL-перевозчиков России входят «Деловые линии», Globaltruck, Delco, «Монополия», «Совтрансавто».

Дополнительный толчок бурному развитию коммерческих грузовых автомобильных компаний даст развитие интернет-торговли. Объем рынка интернет-торговли в России, по данным АКИТ, в 2016 году вырос на 21% по сравнению с 2015 годом и составил 920 млрд руб. Также АКИТ прогнозирует, что в 2017 году объем данного рынка составит более 1,1 трлн руб. (+19,5%). При этом среднегодовой темп прироста (CAGR) в 2016–2022 годах ожидается на уровне 14,2%.

Источник: АКИТ, MegaResearch, расчеты Infomost Consulting.

Источник: АКИТ, MegaResearch, расчеты Infomost Consulting.

Грузовой автотранспорт играет фундаментальную роль в обслуживании потоков отправлений e-commerce. Так, в США службы доставки интернет-торговли оперируют парками грузовиков, насчитывающими десятки тысяч (FedEx — 60 тыс. грузовиков, UPS — 99 тыс. единиц техники разных классов). Очевидно, что рост интернет-торговли в России будет на протяжении ближайших лет выступать мощным драйвером развития логистических и автотранспортных компаний.
Промежуточные итоги исследования МОЭС убедительно указывают на то, что на рынке, который в настоящее время все еще остается сильно фрагментированным, начинаются процессы консолидации. По аналогии с другими отраслями экономики можно с уверенностью предположить, что от консолидации рынка выиграют крупные профессиональные игроки, обладающие передовыми технологиями управления, современным техническим оснащением — от качественного автопарка до продвинутых IT-решений.
Только такие компании смогут остаться конкурентоспособными на рынке, который постоянно испытывает, с одной стороны, давление заказчиков, требующих высококачественных услуг по приемлемым расценкам, а с другой — давление властей, постоянно вводящих новые обременения для бизнеса в виде инфраструктурных платежей и налоговой нагрузки. Опять же, по аналогии с другими секторами российской экономики, уже прошедшими через аналогичные фазы своего развития, нетрудно сделать вывод, что средние и малые транспортные предприятия будут постепенно уходить с рынка.
Источник: MegaResearch.

Источник: MegaResearch.

Консолидированный и работающий по цивилизованным правилам рынок будет давать предсказуемые, скорее всего положительные финансовые результаты. Есть вероятность, что в ближайшие годы российский рынок автомобильных грузовых перевозок выйдет на второе место в Европе (после Германии).

Завершить первую фазу исследования рынка автомобильных грузовых перевозок в РФ планируется до конца 2017 года. После этого МОЭС предоставит результаты исследования для открытого доступа.

28 сентября 2017 года
РЕКАЛАМА