Представители госрегуляторов, ведущие эксперты отрасли и около 260 делегатов — представителей транспортно-логистического рынка приняли участие в международной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности — 2019», прошедшей 26–27 марта в столичном конгресс-центре «Ренессанс Москва Монарх Центр».

Как отметил на открытии ежегодного — и уже четвертого по счету — профессионального форума председатель Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Борис Рыбак, рынок грузовых автомобильных перевозок переживает сегодня серьезные изменения, которые будут иметь для него важные последствия.

«Эта тенденция касается как бизнеса грузовых автоперевозок, так и нормативной базы, развивающейся в последние годы очень активными темпами. Надеюсь, что все изменения, которые будут вноситься в нормативные акты, приведут к упорядочиванию деятельности в этом секторе экономики», — отметил он в ходе церемонии открытия.

конференция грузовые автоперевозки

За два дня конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности — 2019» ее участниками стали около 260 делегатов (фото: ATO Events)

В первый день конференции одной из самых оживленных стала сессия, посвященная вопросам развертывания на сети российских дорог автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК). Среди основных целей ее внедрения участники обсуждения назвали необходимость соблюдения законодательства, регламентирующего допустимые нагрузки на ось грузовых ТС, а также обеспечение сохранности дорожного полотна и безопасности дорожного движения.

Из анализа развития АСВГК в регионах с 2016 года для участников отрасли становится очевидным, что на данный момент в стране отсутствует отработанная методика фиксации нарушений и их досудебного урегулирования. При этом вся система АСВГК, по единому мнению представителей бизнеса, пока вызывает серьезные нарекания.

Озвучивая основные предложения экспертов по паспорту федерального проекта АСВГК, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина отметила следующие ключевые моменты. Прежде всего требования к системе должны быть едиными как на федеральном, так и на региональном уровне. Также необходим тестовый период с «нулевыми штрафами» для каждого установленного комплекса системы.

В ходе панельной дискуссии директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич заявил, что следующим шагом по работе с паспортом АСВГК должна стать подготовка нормативных актов и процедур, в частности механизма урегулирования спорных моментов.

«Процедура оспаривания штрафов должна защищать перевозчика, если он осуществляет свою деятельность в правовом поле», — сказал он. Кроме того, эксперт предложил законодательно закрепить возможность перевыставления ущерба в адрес грузоотправителя ввиду перегруза ТС перевозчика, а также ввести гражданско-правовую ответственность грузоотправителей перед автоперевозчиками за искажение сведений в транспортной накладной и за превышение грузоподъемности ТС по общей массе.

По мнению участников сессии, при реализации проекта по АСВГК следует перенять лучшие практики и опыт, наработанные в процессе внедрения государственной системы взимания платы «Платон». Информация по весогабаритному контролю должна быть открытой и предоставляться по запросу перевозчиков.

Также в ходе прошедшей конференции при поддержке СЭЛ состоялись дискуссии, посвященные цифровым технологиям, системам цифровой прослеживаемости перевозок, электронному документообороту, созданию реестра автоперевозчиков, применению Big Data. Участники обсуждений сошлись во мнении, что современные технологии, внедряемые в отрасль, направлены на повышение эффективности бизнеса.

При этом многие эксперты отмечали, что важно сохранять баланс интересов государства и бизнеса, внедрять технологические решения постепенно, исходя из их целесообразности. Так, управляющий директор ГК «Совтрансавто» Владимир Тян, подчеркнул, что большинство технологических решений должны регулироваться рыночным механизмом, а цифровая нагрузка на бизнес должна быть оптимизирована. В свою очередь директор по развитию X5 Retail Group Максим Шапочка поделился опытом применения инструментов Big Data при анализе использования грузового флота компании.

Завершался первый день конференции блоком, посвященным обсуждению роли топливного фактора в решении задачи по повышению экономической эффективности автопарка. Данная сессия прошла при поддержке компании Innospec. Отраслевые эксперты представили решения по повышению эффективности работы автомобильных двигателей.

Активную дискуссию вызвали вопросы использования в грузовом транспорте альтернативных видов топлива, в том числе сжиженного природного газа. Результатами пилотного проекта по переходу на газомоторное топливо поделился генеральный директор «Глобал Логистик Транспорт» Фаиль Шигабутдинов. По его словам, проект можно назвать экономически перспективным. При этом топ-менеджер отметил ряд трудностей, с которыми столкнулась его компания.

Было отмечено также, что при относительной дешевизне газомоторного топлива на дорогах России по-прежнему остро стоит инфраструктурная проблема нехватки автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), а также станций техобслуживания газотопливного оборудования автомобилей. Эксперты сошлись во мнении, что проблемы развития газомоторного направления преодолимы при наличии соответствующих шагов со стороны государства и крупных корпораций.

Второй день конференции начался с аналитического доклада по рынку транспортно-логистических услуг, в котором были подведены итоги 2018 года и сделаны прогнозы до 2020 года. Согласно исследованию M.A. Research, основными тенденциями в течение 2019–2020 годов станут замедление темпов роста мирового ВВП до 2,8%, а мировой торговли — до 3,5%. В числе драйверов роста названы внутренние грузоперевозки, e-commerce и комплексные логистические услуги.

По оценкам экспертов, в 2019–2020 годах будет наблюдаться низкая динамика грузопотока, а рост грузооборота составит 2,1–2,6%. Рост грузоперевозок ожидается в пределах 0,1–1,0%. На сессии при поддержке RTA обсуждались тенденции развития ключевых сегментов транспортно-логистической отрасли.

Еще одну активную дискуссию вызвал законопроект о создании реестра перевозчиков. Участники обсуждения отметили позитивную роль, которую может сыграть данное предложение в процессе вывода рынка грузовых автоперевозок в «белую» зону работы. Однако подготовленная редакция законопроекта пока еще остается в очень сыром виде, многие ключевые вопросы в документе не проработаны. По мнению участников конференции, профессиональное сообщество автомобильных перевозчиков должно активно подключиться к данной работе — в противном случае может появиться очередной закон, создающий невыносимые условия для бизнеса.

Помимо этого во второй день форума его участники обсудили тему грузовых автоперевозок между Россией и Китаем, вопросы экономической безопасности транспортных операторов, а также основные тенденции развития сегмента перевозки сборных грузов (LTL).

Также на конференции обсуждались основные перспективы рынка e-commerce в России. Как следовало из прозвучавших выступлений, рынок e-commerce, по оценкам экспертов, будет ежегодно расти на 16% при росте всего рынка грузовых перевозок на 5% в год (в денежном выражении). Применение цифровых технологий создает новые возможности для игроков — появляются агрегаторы услуг. Запросы рынка e-commerce в части логистических услуг способствуют автоматизации и цифровизации транспортно-логистического комплекса.

IV международная конференция и выставка «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности — 2019» была организована отраслевым порталом «Грузовики и дороги» и компанией ATO Events при поддержке Министерства транспорта РФ, Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС) и Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).

В качестве партнеров мероприятия выступили государственная система взимания платы «Платон», компании «Деловые линии» и Ford Trucks. Спонсорскую поддержку оказали компании RTA, «Росгосстрах», «Совтрансавто» и Innospec. Официальное коммуникационное агентство — Citigate Dewe Rogerson Moscow.

РЕКАЛАМА