В условиях заново закрывающихся во многих странах мира границ Международная организация труда (МОТ) вынуждена реагировать. В партнерстве с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) было решено создать специальную Группу действий, в задачи которой будет входить обеспечение применения протоколов реагирования на COVID-19 для работников транспорта. В частности, речь идет о предоставлении водителям международного грузового автотранспорта так называемых желтых карт ВОЗ.

Как сообщили в Международном союзе автомобильного транспорта (IRU), речь идет не только о возможности введения международного сертификата о вакцинации для водителей-международников в формате т. н. желтой карты (Yellow Card). Другие возможные решения, направленные на обеспечение свободы передвижения работников транспорта, будут обсуждаться на заседании исполкома Генерального секретаря ООН в предстоящем январе.

Со своей стороны, глава ВОЗ д-р Тедрос А. Гебреисус и генеральный директор МОТ Гай Райдер также подтвердили, что возглавляемые ими организации «в срочном порядке» создают совместно с крупными международными транспортными организациями вышеупомянутую Группу действий. К подобным шагам МОТ и ВОЗ прибегли после фактов одностороннего введения ограничений на поездки, к которым страны вернулись в связи с появлением нового штамма коронавируса «омикрон». В частности, о трудностях на границах для грузового автотранспорта сообщалось ранее применительно к Австрии, Китаю, КНДР, Туркменистану и ряду других стран.

Совместному решению двух авторитетных организаций предшествовали консультации с руководством ведущих международных транспортно-логистических объединений, которые предупредили об опасном влиянии новых ограничений на работников транспорта и на глобальные цепочки поставок, которые вновь, как и весной 2020 года, оказались под угрозой краха.

Д-р Гебреисус заверил, что его организация предпримет все усилия, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить внесение необходимых изменений в выдаваемый ВОЗ медицинский паспорт вакцинации – желтую карту. Этот вопрос станет приоритетным для созданной Группы действий. Предполагается, что этот документ позволит водителям-международникам легче и быстрее преодолевать границы государств.

Между тем транспортные организации, которые в совокупности представляют более 65 млн работников транспорта и обеспечивают работу цепочек поставок, поддерживающих годовой мировой товарооборот в сумме 20 трлн долл., опасаются, что «импульсивные» решения правительств о восстановлении ограничений на передвижение работников транспорта, принятые в связи с появлением нового варианта коронавируса, нанесут непоправимый урон цепочкам поставок. С момента признания ВОЗ «омикрона» штаммом, «вызывающим обеспокоенность», уже около 60 государств ужесточили ограничения на поездки, и их число продолжает расти.

водители

Предполагается, что желтые карты позволят водителям-международникам легче и быстрее преодолевать границы государств (фото: IRU)

Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Международная федерация транспортников (МФТ), Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и Международная палата судоходства (МПС) ранее обратились к национальным министерствам здравоохранения с призывом незамедлительно обеспечить согласованность принимаемых мер и не допустить ограничения передвижения транспортников.

Ведущие международные транспортные организации выразили глубокое разочарование тем, что правительства стран отказались от решительных мер, обсуждавшихся в сентябре, и не гарантировали свободное и безопасное передвижение работников транспорта. По мнению профессиональных объединений, ВОЗ следует настоятельно рекомендовать странам использовать проверенные протоколы международных поездок и охраны здоровья, разработанные для моряков и водителей и одобренные этой общепризнанной структурой.

Генеральный директор МОТ Гай Райдер с сожалением отметил, что мировой транспорт и работники всех его секторов постоянно «испытывают колоссальное давление» и «сражаются с трудностями», спровоцированными пандемией COVID-19. «Поэтому я доволен, что теперь совместная Группа действий будет анализировать влияние пандемии COVID-19 на работников транспорта и настаивать на применении правительствами согласованных на международном уровне протоколов и стандартов», – заявил он.

В свою очередь глава ВОЗ д-р Гебреисус подчеркнул, что в нынешних условиях чрезвычайно важно защитить здоровье транспортников-международников. «Необходимо сохранить транспортное сообщение, которое позволит выполнять чрезвычайные и гуманитарные миссии, обеспечивать перевозку работников основных специальностей, репатриацию и доставку товаров первой необходимости», – отметил он.

Резюмируя последние договоренности, генеральный секретарь IRU Умберто де Претто выразил оптимизм: «Наконец-то забрезжил свет в конце тоннеля».

В ходе прошедших переговоров глава ВОЗ пообещал профессиональным объединениям, что совещания с участием IRU, ИАТА, МПС и МФТ будут проводиться регулярно.

РЕКАЛАМА