Сравнительный анализ европейских автомобильных фрахтовых ставок за IV квартал показал, что по итогам 2021 года тарифы на грузоперевозки достигли исторического максимума по всему континенту. К таким выводам пришли аналитики Международного союза автомобильного транспорта (IRU).

По данным организации, в заключительном квартале минувшего года средний индекс европейских автомобильных фрахтовых ставок достиг отметки 108,3, что на 3,2 пункта выше, чем в IV квартале 2020 года. Это уже шестой квартал подряд, в котором фиксируется рост ставок в Европе, констатируют в IRU.

По мнению аналитиков, рост тарифов обусловлен целым комплексом факторов, среди которых перебои в цепочках поставок, ограниченность предложения по транспорту, увеличение расходов перевозчиков и всплеск покупательского спроса вследствие восстановления экономической деятельности в регионе.

«Признаков ослабления влияния этих мощных факторов, из-за которых индекс фрахтовых платежей трижды за год обновил исторический максимум, в ближайшей перспективе почти не наблюдается. Тарифы бьют все рекорды благодаря высокому спросу на услуги грузового автомобильного транспорта в Европе», — комментируют в IRU.

Одним из факторов, наиболее повлиявшим на рост расходов транспортных операторов и повышение тарифов на перевозки, по данным организации, стало увеличение цен на топливо. Так, в некоторых крупных европейских странах – как, например, в Испании, Германии и Франции — топливные ценники подскочили в течение года сразу на 25%.

Новое исследование IRU показывает также, что проблема нехватки кадров в отрасли грузоперевозок в 2021 году встала так же остро. Так, в Великобритании не хватает почти 100 тыс. водителей грузовиков, Германия и Польша нуждаются в 60 тыс. сотрудников. Немногим лучше ситуация обстоит во Франции (дефицит — почти 31 тыс. работников), в Италии и Испании (рынок вакансий насчитывает около 20 тыс. позиций).

восстановление автотранспортной отрасли

Нехватка водителей приводит к серьезным перебоям в работе цепочек поставок в европейских странах

Между тем нехватка водителей подстегнула и рост расходов автотранспортных операторов на заработную плату этих специалистов. «По всей видимости, в I квартале 2022 года не стоит ожидать снижения тарифов — спрос не ослабевает, расходы транспортных предприятий не снижаются, а их возможности удовлетворения спроса небезграничны», — указывают в IRU.

Ведущая отраслевая организация выражает озабоченность тем, что нехватка водителей приводит к серьезным перебоям в работе цепочек поставок в европейских странах на фоне восстановления экономики, подстегивающего рост спроса на транспортные услуги.

По словам директора департамента общеорганизационного обслуживания IRU Венсана Эрара, международный союз продолжает следить за ситуацией, информировать своих членов о ее развитии и принимать — совместно с ключевыми заинтересованными сторонами — меры, структурно воздействующие на проблему нехватки водителей. «Проблема приобретает еще более неотложный характер в свете стабильного роста цен на топливо на протяжении всего 2021 года, который также существенно усложняет деятельность транспортных операторов», — сетует управленец.

Между тем экономика континента быстро восстанавливается после пандемии COVID-19, а производители товаров стараются наверстать упущенное, поэтому в Европе наблюдается всплеск спроса. Так, в Германии отмечается небывалая загрузка производственного сектора за всю историю наблюдений, с 1960-х годов. Во Франции и Испании рост производства сдерживают ограничения на стороне предложения.

В Великобритании стабильно растут объемы розничной торговли: это наблюдалось на протяжении всего года и в пиковый предрождественский сезон. В ноябре продажи опередили допандемические показатели на 7,2%. Все эти факторы (причем значение многих в течение года только нарастало) привели к еще большему росту тарифов на перевозки автотранспортом в регионе.

Экономист-аналитик компании Ti Натаниэль Дональдсон отмечает, что в связи с высоким спросом на услуги грузового автотранспорта в Европе тарифы бьют все рекорды, а сами перевозчики напряженно работают, чтобы удовлетворить возросшие потребности.

«В то же время спрос сдерживают различные ограничения, влияющие на предложение, препятствия и несогласованные противопандемические меры, введенные в регионе. Повышенный спрос и ограниченное предложение, по всей видимости, сохранятся в ближайшие месяцы, и скорее всего, в I квартале мы не увидим традиционного спада после пикового сезона», — полагает специалист.

По мнению генерального директора Upply Тома Ларьё, нет никаких признаков к снижению тарифов на грузоперевозки в Европе в ближайшее время. «Если учесть, что государственная помощь на преодоление последствий пандемии постепенно сворачивается, станет понятно, что даже при сохранении высокого спроса рынок ждут очень неопределенные экономические перспективы», — заключает он.

Стоит напомнить также, что практически аналогичные тенденции наблюдаются в США. Комплекс тех же самых факторов — нехватка водителей и транспорта вкупе с увеличением стоимости топлива — привел к повышению фрахтовых ставок на грузовые автоперевозки на 20,2% в течение 2021 года.

РЕКАЛАМА