Одно из ведущих специализированных изданий США в области транспортной логистики — Inbound Logistic опубликовало результаты своего ежегодного опроса среди крупнейших транспортных предприятий и грузоотправителей США. Мнения представителей отрасли отражают сложившуюся ситуацию на рынке грузовых автомобильных перевозок в Соединенных Штатах.
В США поставщики по-прежнему испытывают трудности, связанные с нехваткой провозных емкостей на рынке грузовых автомобильных перевозок. В настоящее время наблюдается стабильный рост объемов автоперевозок, и было бы целесообразнее зарезервировать провозные емкости именно сейчас, пока они еще доступны. Другой бедой для отрасли стала нехватка водительского персонала.
Более 70% опрошенных представителей автоперевозчиков и грузоотправителей США уверены в росте экономики страны (фото: Pixabay)

Более 70% опрошенных представителей автоперевозчиков и грузоотправителей США уверены в росте экономики страны (фото: Pixabay)

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, участники опроса Inbound Logistics Trucking Survey 2017 видят положительные перспективы для грузовых автоперевозок. Транспортные компании США как фундамент американской экономики принимают непосредственное участие в формировании экономических тенденций. Порядка 71% опрошенных уверены в росте экономики США; оставшиеся 29% считают, что экономика США вступает в период стагнации.

При этом ни один из участников опроса не прогнозировал падения экономики США в ближайшие месяцы, что существенно отличается от результатов прошлого года, когда только 24% опрошенных говорили о росте экономических показателей.

Около 92% опрошенных считают, что их трудности в основном связаны с водительским персоналом. И это неудивительно, учитывая непрекращающийся дефицит водителей на рынке труда и рост затрат, связанных с наймом и сохранением водительского состава. По мере роста заработной платы водителей и увеличением расходов, направленных на повышение привлекательности этой профессии, перевозчики вынуждены перекладывать эти затраты на грузоотправителей. 60% опрошенных грузоотправителей указали на рост тарифов со стороны перевозчиков в 2017 году. При этом 79% опрошенных указывают, что их главной задачей является снижение транспортных расходов (для сравнения: в 2016 году об этом говорил 71% респондентов).

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Среди грузоотправителей растут трудности, связанные с клиентским обслуживанием. На это указывают 47% опрошенных, тогда как годом ранее таковых был только 21%. Около 29% опрошенных грузоотправителей говорят о наличии проблем с поиском провозных емкостей, в 2016 году таких респондентов было только 7%.

Из-за различных глобальных политических проблем в 2016 году наблюдался спад сделок, связанных со слияниями и поглощениями крупных компаний. Рынок грузовых автоперевозок долгое время не поддавался этой тенденции, но постепенно череда слияний и поглощений пришла и в этот сегмент.

Среди опрошенных компаний отмечается стабилизация размеров парка транспортных средств на уровнях, предшествующих 2016 году. В 2015 году средний размер парка ТС составлял 3268 ед., в 2016 году эта цифра подскочила до 4426 ед. В 2017-м средний размер парка ТС сократился до 3165 ед., что говорит о том, что спрос на слияния был удовлетворен.

[blockquote_gray»]Увеличивать размеры парка просто бессмысленно, когда некого посадить за руль новых автомобилей.[/blockquote_gray]
По мере того как возникает нехватка провозных емкостей, транспортным предприятиям необходимо увеличивать размеры парков транспортных средств. Но перевозчики перестали наращивать свои провозные емкости, поскольку им не хватает водителей. Очевидно, что увеличивать размеры парка просто бессмысленно, когда некого посадить за руль новых автомобилей.
Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Озабоченность нормативно-правовым регулированием рынка высказывают 53% опрошенных перевозчиков (в 2016 году — 62%). Администрация Дональда Трампа пообещала сократить законодательные ограничения для рынка автомобильных перевозок. В августе 2017 года были предприняты первые шаги, заключающиеся в отказе от обязательных тестов на синдром обструктивного апноэ (остановки дыхания) во сне для водителей. Серьезной проблемой для перевозчиков остается обеспечение требуемого уровня провозных емкостей. Об этом высказался 41% опрошенных, тогда как годом ранее только 23%.
Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Помимо отмены тестов на синдром обструктивного апноэ в законодательстве рынка автомобильных перевозок США мало что изменилось. Перед перевозчиками по-прежнему стоит задача оснащения транспортных средств цифровыми контрольными устройствами вместо бумажных регистраторов или регистрирующего программного обеспечения до 18 декабря 2017 года. Указанные мероприятия являются дорогостоящими, но большинство перевозчиков уже реализовали их. Фактически 91% перевозчиков заявляют об использовании цифровых тахографов. Оставшиеся 9%, скорее всего, подпадают под категорию законодательных исключений.
Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Транспортная инфраструктура по-прежнему возглавляет список законодательных проблем, беспокоящих автотранспортные предприятия. В 2016 году порядка 56% опрошенных перевозчиков указывали на то, что транспортная инфраструктура оказывает самое значительное влияние на их операционную деятельность. В 2017 году эта цифра увеличилась до 73%. Продолжающиеся просчеты федерального правительства и правительств штатов приводят к дальнейшему разрушению существующей инфраструктуры в США. В Администрации президента и Конгрессе очень часто говорят о проблемах в этой области, но, как правило, дальше разговоров ничего не продвигается. И пока деятельность транспортных компаний очень сильно зависит от плохих дорог и мостовых сооружений.

В числе других законодательных проблем около 32% опрошенных перевозчиков называют правительственный фонд строительства автомобильных дорог. В частности, указанный фонд обвиняется в необоснованных и нецелевых поборах. Администрация Дональда Трампа продлила его финансирование до 2021 года, сократив при этом бюджет Департамента по транспорту.

Политика в области энергетики также тесно связана с инфраструктурой, поскольку многие автомобильные компании пытаются быть более экологичными на коротких маршрутах за счет использования природного газа в качестве топлива. На данный момент самым серьезным препятствием на пути к использованию сжатого или сжиженного природного газа является нехватка заправочных станций. Эту проблему правительство могло бы решить при помощи государственно-частного партнерства.

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

Источник: 2017 Inbound Logistics Trucking Survey

В числе серьезных проблем называются и вопросы здравоохранения, поскольку водители ищут для себя более выгодные условия работы и соцпакеты. Транспортники больше не борются за грузы, борьба идет за водителей. Поэтому им приходится предлагать существенные льготы для привлечения новых водителей. Кроме того, неоднократные попытки Конгресса в 2016 году отменить закон о доступном медицинском обслуживании вызывают неуверенность среди перевозчиков относительно расходов на медицину в будущем.

Грузоотправители также сталкиваются с проблемами в области законодательного регулирования, которые так или иначе отражаются на них. В частности, 29% опрошенных грузоотправителей уже понесли значительные затраты из-за реализации программы Compliance, Safety and Accountability («Соответствие, безопасность, подотчетность») от Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков США. Еще 48% опрошенных ожидают увеличения затрат в будущем.

Как перевозчики, так и грузоотправители по-прежнему в числе главных трудностей называют необходимость соблюдения режима труда и отдыха водителей. Поначалу перевозчики брали на себя все возникающие в связи с этим затраты. В этом году 78% опрошенных перевозчиков подчеркнули, что режим труда и отдыха оказывает серьезное влияние на их операционную деятельность. С ними согласились 78% грузоотправителей, указав на то, что соблюдение режима труда и отдыха влияет на величину затрат, а это говорит о том, что перевозчики больше не в силах покрывать возникающие в связи с этим издержки и вынуждены перекладывать эти затраты на своих клиентов.

78% опрошенных перевозчиков США подчеркнули, что режим труда и отдыха оказывает серьезное влияние на их операционную деятельность (фото: Pixabay)

78% опрошенных перевозчиков США подчеркнули, что режим труда и отдыха оказывает серьезное влияние на их операционную деятельность (фото: Pixabay)

Для выхода из этой ситуации можно было бы увеличить количество водителей, чтобы перекрыть ограничения, связанные с необходимостью соблюдения режима труда и отдыха. Но, как уже указывалось ранее, на рынке наблюдается нехватка водительского персонала, поэтому найти выход из этого положения не так-то просто.

Новая администрация Дональда Трампа непредсказуема в своих действиях, поэтому сложно предположить, как изменятся эти цифры в ближайшем будущем. С учетом планов по модернизации транспортной инфраструктуры на 1 трлн долл. и неоднократных обещаний дерегулировать отрасль, результаты опроса в следующем году могут быть другими. Пока что перевозчики и грузоотправители могут только ждать, как будет выполнены эти обещания.

 [blockquote_gray»]Транспортные компании в США больше не борются за грузы, борьба идет за водителей.[/blockquote_gray]

В связи с тем что нехватка провозных емкостей в очередной раз вызывает серьезную озабоченность, для их увеличения многие перевозчики предпочитают выстраивать партнерские отношения с другими фирмами. В частности, 81% перевозчиков предлагают брокерские услуги по фрахтованию помимо реализации основного вида деятельности.

Кто предпочтительнее на рынке — перевозчики или брокеры? Из всех опрошенных перевозчиков 48% респондентов не смогли отдать предпочтение ни тем ни другим, 38% считают, что предпочтительнее все-таки перевозчики, 16% встали на сторону брокеров. Но по мере того как логистические операторы и брокерские компании наращивают свои транспортные активы, а транспортные предприятия запускают брокерские услуги, грань между этими двумя видами деятельности будет все тоньше и тоньше.

Чего ожидают грузоотправители от перевозчиков в первую очередь? Наиболее важным фактором 90% опрошенных считает надежность. На втором месте — стоимость услуг. За этот показатель высказалось 86% респондентов. Качество обслуживания клиентов занимает третье место. Его в числе главных факторов называют 67% опрошенных. Это говорит о том, что клиенты по-прежнему отдают предпочтение качеству оказываемых услуг и не гонятся за дешевизной.

Артур Нургалеев
6 декабря 2017 года
РЕКАЛАМА