Шведский автопроизводитель Scania и телекоммуникационный гигант Ericsson анонсировали планы по началу совместных испытаний принципиально новой технологии управления грузовыми автомобилями. В рамках своего эксперимента стороны намерены использовать возможности сотовой сети стандарта 5G для удаленного управления транспортом.

Совместный эксперимент Scania и Ericsson

Как сообщили в пресс-службе автопроизводителя, речь идет о дистанционном управлении большегрузным транспортом из удаленных диспетчерских центров. Использование технологий сетей связи стандарта 5G позволит контролировать работу автономных грузовых автомобилей в режиме реального времени, подчеркивают в Scania.

Отмечается, что новейшая базовая станция мобильной связи стандарта 5G уже установлена в научно-исследовательском центре Ericsson. Scania станет первой компанией, которой сотовый оператор доверит протестировать компоненты своей сети стандарта 5G в рамках анонсированной программы сотрудничества.

В Scania заявляют, что самоуправляемые грузовые автомобили будут в состоянии «справиться с большинством сложных и неоднозначных ситуаций на дороге». В то же время, признает автопроизводитель, иногда они «могут попасть в затруднительное положение». На этот случай в автомобиле должна быть предусмотрена система резервного управления, считают в руководстве компании.

В Scania и Ericsson уверены: именно технология 5G-связи сделает дистанционное управление грузовыми автомобилями реальностью (фото: Scania)

В Scania и Ericsson уверены: именно технология 5G-связи сделает дистанционное управление грузовыми автомобилями реальностью (фото: Scania)

В данный момент две шведские компании уже приступили к работе по созданию системы ручного дистанционного управления автономными транспортными средствами. Однако о точных сроках начала эксперимента пока не сообщается.

В самой Scania высоко оценивают перспективы и значимость проекта. «Это решение — обходной маневр, который можно будет использовать, когда по техническим или законодательным причинам автономное вождение будет невозможно», — говорит Джимми Селлинг, разработчик программного обеспечения в отделе исследований и разработок автопроизводителя.

Непосредственно подробности работы новейшей технологии описываются следующим образом. «Типичный сценарий, когда эта технология может быть полезна, выглядит так: автомобиль встречает предмет на своем пути, который не может распознать и объехать, не нарушив при этом правила дорожного движения. Тогда он останавливается и запрашивает помощь у оператора-человека. После этого уже оператор принимает решение: игнорировать ситуацию или взять управление автомобилем на себя», — сообщается в официальном комментарии.

Что касается технологии 5G-связи от телекоммуникационного гиганта Ericsson, то представители компании отмечают ее достоинства. По их словам, экспериментальная сеть на базе компонентов 5G обеспечивает надежную работу сети мобильной связи, значительно снижает задержки (до нескольких миллисекунд) и гарантирует высокую скорость передачи данных.

«Что еще важнее, технология 5G открывает новые возможности для реализации режимов прямого обмена данными между устройствами (device-to-device) и между устройствами и облаком (device-to-cloud). В применении к автономному транспорту это позволит перенести передачу данных между оператором и автомобилем в специально выделенную часть спектра частот», — комментируют в компании.

В свою очередь Джимми Селлинг добавляет, что именно 5G сделает дистанционное управление автомобилем реальностью. «Не имеет значения, где вы проезжаете. В вашем распоряжении будет безопасная сеть, работающая без ошибок и с минимальным временем отклика», — говорит он.

Проект Tesla под вопросом?
Руководство Tesla обещало представить прототип своего грузовика Tesla Semi уже в сентябре, но суждено ли этим планам сбыться? (фото: Tesla Inc.)

Руководство Tesla обещало представить прототип своего грузовика Tesla Semi уже в сентябре, но суждено ли этим планам сбыться? (фото: Tesla Inc.)

Между тем в свете анонса таких революционных проектов из автомобильного мира также продолжают поступать сообщения по теме развития технологий беспилотного транспорта. В частности, появились очередные новости вокруг другого, не менее амбициозного проектаамериканского производителя электромобилей Tesla Inc. Как сообщает Reuters, первый автономный грузовой электрокар этой компании может быть представлен уже в сентябре этого года.

По данным информагентства, Tesla Inc. планирует представить крупногабаритный грузовой электромобиль с запасом хода 200–300 миль. Отмечается, что производитель намерен предложить транспортным компаниям данную модель для осуществления грузовых перевозок в рамках отдельных регионов. Однако никаких других технических подробностей не приводится.

Ранее, в апреле, главный исполнительный директор Илон Маск пообещал представить прототип своего грузовика Tesla Semi уже в сентябре этого года. Американский предприниматель и его компания планируют изменить транспортную отрасль с появлением на рынке мощного автономного грузового автомобиля на батарейном питании. В Tesla Inc. рассчитывают, что такой беспилотный большегрузный электрокар сможет конкурировать с обычными дизельными грузовыми машинами, которые сегодня способны преодолевать расстояния до 1000 миль на одном баке топлива.

Напомним, всего две недели назад стало известно о том, что в Tesla вплотную подошли к созданию первого беспилотного грузового электромобиля. Сообщалось, что производитель намерен провести испытания своей экспериментальной техники в пустыне штата Невада.

В Reuters отмечают, что интерес среди американских транспортных компаний к грузовым электровозам очень высок. Использование такой техники могло бы помочь им снизить эксплуатационные расходы, а также вредные выбросы в атмосферу. Электродвигатели требуют меньшего технического обслуживания, чем двигатели внутреннего сгорания. А использование электроэнергии обходится дешевле дизельного топлива.

В то же время важным техническим ограничением для производителей электромобилей на сегодня является дальность запаса хода такого электротранспорта. Согласно проведенным расчетам максимально возможной дистанцией для грузовой электрофуры на нынешний момент остаются — при условии однократного заряда батареи — расстояния до 200–300 миль. Изготовление зарядной батареи большего размера является нецелесообразным из-за того, что вес самой батареи в таком случае будет сопоставим с весом перевозимого груза.

В целом, заключает Reuters, планы Tesla по-прежнему могут меняться по мере успешности продвижения разработок электрогрузовика. О неочевидности итоговых результатов данного амбициозного проекта может косвенно свидетельствовать и появившаяся на днях информация о проблемах внутри самой компании.

Так, по информации The Wall Street Journal, работа над созданием собственного беспилотного грузового электромобиля привела к разногласиям в руководстве Tesla Inc. Команду Илона Маска покидают руководители, а среди инженеров и разработчиков растет недовольство, сообщает ведущее деловое издание США. По данным WSJ, за последнее время из Tesla Inc. ушли «как минимум десять инженеров и четыре топ-менеджера», один из которых — директор проекта Стерлинг Андерсон. Причинами разногласий стали самые разные вопросы в рамках проекта, начиная с дизайна и маркетинга и завершая поставленными сроками исполнения работ.

(фото: Apple Inc.)

(фото: Apple Inc.)

В этой связи характерно, что другая известная американская компания — IT-корпорация Apple отказалась от идеи разработки собственного беспилотного автомобиля. Вместо этого, сообщает The New York Times со ссылкой на собственные источники, в руководстве компании приняли решение сосредоточиться на работе по созданию программного обеспечением для автономных машин в рамках проекта PAIL.

По данным NYT, в Apple в итоге так и не смогли выработать единую концепцию создания будущего беспилотного автомобиля. В частности, определиться в отношении того, стоит ли сделать его полностью автономным или полуавтономным. Кроме того, команда разработчиков, задействованная в проекте, назвала нереалистичными обозначенные руководством сроки работ.

Эксперимент в Великобритании

Техническим партнером TRL по пилотному проекту в Великобритании выступит голландский автопроизводитель DAF (фото: DAF)

Техническим партнером TRL по пилотному проекту в Великобритании выступит голландский автопроизводитель DAF (фото: DAF)

Между тем более оптимистичные новости из мира беспилотного автотранспорта поступают из Великобритании. Так, на днях правительство Соединенного Королевства приняло решение разрешить проведение тестов беспилотных грузовых автомобилей на дорогах страны. Как сообщает BBC, соответствующее соглашение было заключено с компанией Transport Research Laboratory.

Планируется, что TRL протестирует автоколонны, состоящие из трех большегрузных машин. Разгон и торможение беспилотных фур будет контролировать головной автомобиль колонны. Отмечается, что на случай возникновения экстренных ситуаций в кабинах всех большегрузов будут находиться водители. Техническими партнерами TRL по проекту выступят голландский производитель DAF, британская транспортная компания Ricardo и немецкий логистический оператор DHL.

текст: Максим Алексеев
28 августа 2017 года
РЕКАЛАМА