На долю автомобилей отечественных марок приходится 85−90% объемов выпуска грузовой техники в России. В то же время объемы их реализации на внутреннем рынке крайне нестабильны. Отрасли нужны новые меры господдержки.
Об этом заявила директор маркетингового автомобильного агентства Russian Automotive Market Research (RAMR) Татьяна Арабаджи в своем докладе на круглом столе, прошедшем 23 августа в рамках Международной выставки автомобильной индустрии «Интеравто 2017» в Москве.
Доля российских марок в структуре продаж грузовой техники на внутреннем рынке в последние годы колеблется от 45 до 70% (фото: «Грузовики и дороги»)

Доля российских марок в структуре продаж грузовой техники на внутреннем рынке в последние годы колеблется от 45 до 70% (фото: ГиД)

По ее словам, в структуре производства грузовых автомобилей в значительной степени преобладает техника отечественных марок, на долю которых приходится 85–90% объемов выпуска. В то же время внутренние продажи российских автопроизводителей, отличаются крайней волатильностью. Виной тому общая экономическая нестабильность в стране.

«Но что настораживает: рынок продаж автомобилей отечественного производства очень сильно колеблется. В зависимости от периода доля российских брендов в структуре продаж составляет где-то от 45 до 70%. То есть в хорошие годы российская техника занимает 45% рынка, а если это кризис, то порядка 70%», — отметила Татьяна Арабаджи в своем выступлении.

Что касается продаж на внешние рынки, то отличительной чертой российского экспорта грузовой и коммерческой техники эксперт назвала то обстоятельство, что основная его часть приходится на страны ближнего зарубежья. «Значительная часть поставок нашего экспорта приходится на страны ЕАЭС. Мы видим, что это наши основные экспортные рынки», — сообщила глава RAMR.

В то же время, обратила внимание Татьяна Арабаджи, российские автопроизводители постепенно утрачивают свои позиции на этих рынках. «К сожалению, на них тоже наблюдается падение. Например, в прошлом году по Казахстану оно составило от 60 до 70% по разным сегментам, включая грузовики», — отметила она.

Эксперт пояснила, что сильную конкуренцию на рынке стран СНГ отечественным компаниям составляет техника производства Белоруссии. «Если говорить о коммерческой технике, о грузовиках, то наш ближайший конкурент — Белоруссия, поскольку у них очень хорошо развито производство коммерческой и специальной техники», — констатировала она.

Что касается рынка производства автокомпонентов, то, по мнению директора RAMR, перспективы стать или остаться международным поставщиком первого эшелона есть у российских производителей «КамАЗ» и «Группа ГАЗ». «У нас здесь есть перспективы. Потому что у нас достаточно конкурентный для развивающихся рынков продукт… Но и есть и конкуренты — тот же Китай и та же Индия, которые поставляют ровно такую же технику», — сообщила спикер.

Также Татьяна Арабаджи выразила мнение, что правительству России сегодня имеет смысл сосредоточить усилия в первую очередь на поддержке экспорта грузовой и коммерческой техники. Кроме того, в отрасли автопрома государству необходимо как развивать направление импортозамещения, так и стимулировать приток иностранных инвесторов.

«Для того чтобы удержать позиции на рынке, нам особенно важно развивать импортозамещение именно в сегменте коммерческой техники. Также нам нужно развивать локализацию производства и, самое важное (это самое больное и тяжелое), — нам нужно повышать привлекательность для инвесторов путем снижения производственных затрат», — подчеркнула глава RAMR.

В завершение Татьяна Арабаджи добавила, что на рынке коммерческой техники России необходимо удержать долю отечественных марок по грузовикам и LCV на уровне не ниже 50%. «Потому что иначе это приведет к снижению производства отечественных автомобилей», — заключила эксперт.

Стоит добавить, что по итогам первых семи месяцев 2017 года рынок новых грузовых автомобилей в России вырос на 43,8%. Однако рост продаж в значительной степени обеспечили рекордные объемы продаж техники зарубежных марок. В то же время производство грузовых машин в нашей стране за январь–июль выросло лишь на 12,1%.

23 августа 2017 года
РЕКАЛАМА