Солнечные панели уже повседневно используются грузовых автоперевозках в США, чего нельзя сказать о Канаде. Как сообщает канадское издание Transport Magazine, на сегодняшний день один из крупнейших производителей солнечных батарей в этой стране фирма Thermo King продала свою продукцию пяти клиентам в Квебеке и еще около двадцати пользователям в Канаде. Но эта тенденция сможет резко измениться, и вот почему.

Thermo King недавно выпустила на рынок новую солнечную панель, способную обеспечить электропитание различных приборов в кабине водителя (отопление, кондиционер, печь СВЧ и др.) во время продолжительных остановок транспортных средств. Как заявил директор по продажам фирмы Патрис Буало, создание такой панели позволит увеличить пакет заказов на солнечные батареи как устойчивый источник электроэнергии.

Использование панелей направлено на создания комфортных условий для работы водителя тягача. Кроме этого, применение солнечных панелей позволяет сохранить необходимую зарядку бортовых аккумуляторных батарей во избежание непредвиденных проблем в пути. Например, при местных доставках грузов и использовании задней подъемной двери (гидролифта) водитель застрахован от случайного выхода из строя аккумуляторной батареи, т.к. работу подъемника сможет обеспечить солнечная панель. Уже сегодня солнечные батареи находят применение в пищевой и фармацевтической отраслях в качестве дополнительного источника электроэнергии. Пока данная технология мало используется в работе рефрижераторных установок, хотя определенные проекты и разработки имеются.

Разработки и исследования

За последние три года Thermo King разработала целый ряд устройств для поддержания зарядки аккумуляторной батареи. Создание солнечных панелей является лишь частью современной тенденции по созданию альтернативных источников энергии. Сегодня солнечная энергия используется на транспорте только для поддержания оптимальной зарядки аккумуляторных батарей.

Что касается стоимости солнечных панелей, она различна и зависит от их размера: небольшая панель стоит 800 долл., цена на большие панели может достигать нескольких тысяч долларов. Ячейки солнечных панелей сделаны из прочных материалов, которые не задерживают пыль и устойчивы к очистке от снега и льда. Все ячейки на панелях расположены под разными углами, что обеспечивает зарядку даже при слабом освещении (конечно, не так быстро, как при ярком солнце).

Использованию солнечных панелей в автоперевозках предсказали небывалый рост

В зависимости от размера стоимость солнечных панелей для грузовиков может варьироваться от 800 до нескольких тысяч долларов (фото: Thermo King)

Характеристики солнечных панелей

Панели солнечных батарей, предназначенные для использования на автотранспорте, сделаны из гибких, тонких и легких материалов. Они могут монтироваться на крыше тягача или полуприцепа, продлевают срок службы его аккумуляторной батареи, уменьшают нагрузку на генератор переменного тока.

Прежде, чем инвестировать в установку солнечных панелей на транспортные средства, следует учитывать следующие факторы:

  • стоимость системы;
  • размеры панелей;
  • частота замены аккумуляторных батарей в автопарке;
  • статистика по случаям выхода батарей из строя в пути и вызова техпомощи;
  • рельеф местности, где работает грузовик, и как часто используется режим езды на  холостом ходу.

И дополнительно для прицепов/полуприцепов:

  • использование для погрузки задней подъемной двери (гидролифта);
  • рефрижераторная установка;
  • телематика;
  • освещение;
  • погрузка поддонов.

 

Мнение отраслевых объединений

В своем последнем докладе Североамериканский совет по эффективности грузовых перевозок (North American Council for Freight Efficiency, NACFE) отмечает, что использование солнечных батарей обеспечивает поддержание нормальной работы гидролифтов, телематики и рефрижераторных установок на транспортных средствах.

«Если при работе прицепа/полуприцепа используются различные телематические устройства с небольшим потреблением электроэнергии, то использование небольшой солнечной панели является на 100% оправданным», — делает вывод директор NACFE.

Также отмечается, что применение солнечных панелей выгодно продлевает срок службы аккумуляторных батарей, позволяет избегать обращений к сервисным придорожным службам из-за разряженного аккумулятора. «Многие пользователи довольны сделанными инвестициями и намерены использовать солнечные батареи в будущем», говорится в докладе.

В документе также даются рекомендации по определению целесообразности для автопарка инвестировать в солнечные панели, приводится методика расчета срока окупаемости вложений. NACFE считает, что на сегодняшний день технология использования солнечных батарей на автотранспорте значительно развита для ее практического применения.

Партнерство Shell c AirFlow Truck Company

Весной прошлого года эти две компании решили работать вместе, чтобы представить на рынке транспортных услуг новые технологии, в том числе применение солнечных панелей.

Использованию солнечных панелей в автоперевозках предсказали небывалый рост

Грузовик StarShip широко использует солнечные панели для работы электроприборов (фото: Thermo King)

На тестовом грузовом автопоезде все свободное пространство покрыто солнечными панелями общей мощностью 5000 ватт, которой достаточно для подзарядки аккумулятора в 48 вольт и питания электроприборов, включая светоидные лампы, стеклоочистители, двигатели вентиляторов, датчики, кондиционер и микроволновую печь. Этот автопоезд грузоподъемностью 36 т в настоящее время работает на перевозках грузов в США между Флоридой и Калифорнией.

Технология Carrier Transicold

Американская компания Carrier Transicold использует технологию солнечной энергии для зарядки батареи на своей транспортной холодильной установке (TRU).

При воздействии дневного света солнечные панели постоянно заряжают батарею TRU, обеспечивая достаточную мощность для запуска системы, и помогают избежать проблем и расходов, связанных со слабой или разряженной батареей.

Специалисты Carrier Transicold разработали технические спецификации для создания тонкопленочных и гибких солнечных панелей. При этом были учтены особые требования к мощности холодильной установки и другие технические характеристики TRU.

Рефрижераторный автопарк в последнее время все больше нуждается в дополнительных источниках электроэнергии в связи с использованием различных телематических устройств, датчиков уровня топлива, внутреннего освещения полуприцепа и пр.

Мощность системы может варьироваться от нескольких миллиампер до нескольких ампер в час в зависимости от количества работающих в холодильной установке устройств.

Если холодильная установка работала определенное время, а дополнительные устройства продолжали работать и после ее выключения, то батарея TRU может разряжаться и не иметь достаточной мощности для нового запуска холодильной системы. Поэтому необходимо или заменить батарею, или иметь дополнительные источники энергии.

Солнечные панели обеспечивают также экономию топлива за счет уменьшения использования двигателя TRU для зарядки батареи. Солнечные батареи Carrier Transicold обеспечивают до 1,8 ампер в час и совместимы с жидкостными батареями 12 v и аккумуляторами AGM.

Технология создания аморфных солнечных панелей на основе полимерного кремния  обеспечивает надежность работы даже в условиях слабого и бокового освещения. Гибкие панели имеют толщину 1/8 дюйма. Они способны выдерживать суровые условия при перевозках, являются водонепроницаемыми, защищены от проколов и имеют срок гарантии 5 лет. Североамериканские дилеры Carrier Transicold предлагают два типа гибких солнечных панелей размерами 26 и 41 дюйм, они предназначены для установки на широкие и плоские крыши автоприцепов и ж/д вагонов. Имеются также специальные панели для гофрированных крыш размером от 14 до 80 дюймов.

РЕКАЛАМА