Усилилась ли за последний год конкуренция на российском рынке новой грузовой техники? Почему снизилась доля рынка у марки DAF? Видит ли голландский производитель угрозу для своих продаж со стороны последних новинок рынка — тягачей КамАЗ и Ford?

На эти и другие вопросы в интервью ГиД попытался ответить генеральный директор российского офиса DAF компании «ДАФ Тракс Рус» Ари Хендрикс.

DAF на Comtrans 2019

– Мистер Хендрикс, расскажите еще раз, что представил нам DAF на нынешней выставке Comtrans?

– Если вы помните, на предыдущем Comtrans 2017 мы презентовали в России свои новейшие грузовики экокласса «Евро-6» — CF и XF.

В нынешней экспозиции мы представили аналогичные модели, но специально доработанные для вашей страны. Они относятся к экоклассу «Евро-5» и менее чувствительны к качеству топлива. И в целом лучше адаптированы для условий эксплуатации в более суровых российских условиях.

Причем у нынешних, доработанных и усовершенствованных грузовиков уровень потребления топлива снижен на 3% по сравнению с моделями «Евро-6» двухгодичной давности и на 10% — относительно предыдущего поколения грузовиков DAF.

Ари Хендрикс DAF

Глава DAF в России Ари Хендрикс с оптимизмом смотрит в будущее (фото: «ДАФ Тракс Рус»)

Наши совместные дорожные испытания с российскими клиентами демонстрировали на новом грузовике и большую экономичность, но это, конечно, все индивидуально. И даже эти 10% экономии топлива — тот минимум, который может получить клиент.

Также мы увеличили межсервисный интервал до 100 тыс. км, что является большим шагом на рынке России. Наконец, сегодня у нас есть две линейки моторов — это 11- и 13-литровые. Мощность первых составляет 430 л. с., вторых — 530 л. с. Клиент также может сделать здесь свой выбор.

В конце октября начнутся поставки обновленных грузовиков CF и XF в Россию, и каждый сможет проверить, на что они способны.

Работа в России

– Если обращаться к статистике, то мне кажется, что за последнее время динамика продаж у DAF в России немного ушла в минус

– Изменилась экономическая ситуация в стране.

Соответственно, если клиент заказывает машину по цене 80 тыс. евро (а это около 6 млн руб.), то всегда, когда скачет курс валют, клиент вынужден менять финансовую модель бизнеса. Ему приходится подстраиваться под текущую ситуацию и колебания курса рубля. То есть все зависит от экономического состояния российского рынка.

Каждый раз в начале года мы не заказываем сразу большое количество техники для пополнения складских запасов. Мы смотрим на конъюнктуру рынка. И когда видим большой спрос со стороны клиентов — наш европейский завод запускается на полную мощность.

Каждый раз, когда скачет курс валют, клиент вынужден менять свою финансовую модель бизнеса.

Но в то же время, например, в прошедшем мае мы видели, что из-за больших каникул в стране у нас был провал по рынку. Позже, в июне, мы смогли нарастить продажи и даже наверстать отставание от графика по майским продажам.

В настоящее время из-за нестабильной экономической ситуации в России — когда экономический рост то ускоряется, то замедляется — мы в целом остаемся на стабильных позициях.

Однако наши клиенты, повторю, вынуждены каждый раз подстраиваться под экономику — в том числе иногда откладывая закупки новой техники. Поэтому мы, так же как и наши клиенты, как и вся экономика России, развиваемся теми же самыми темпами.

– Что сейчас важнее для вашей компании в таких нестабильных условиях — нарастить клиентскую базу или же сохранить лояльность старых клиентов?

– Новый клиент — это хорошо, но удержать старых тоже очень важно.

сервис центр DAF

В условиях нестабильности рынка в DAF решили сосредоточиться на улучшении качества обслуживания действующих клиентов (фото: DAF)

– И все-таки, на что сегодня в DAF делают упор в России: на продажи, на клиентское обслуживание, еще на что-то?

– Для нас важен сам клиент. Если клиент покупает грузовики, то он получает и сервис и запчасти. Мы ориентируемся на запросы клиента.

– Можете ли вы сказать, в чем именно DAF прибавил в России за последние несколько лет?

– Мы улучшили дилерскую сеть. У нас нет цели открывать ежегодно по 10 дилерских центров в России, но мы ориентированы на улучшение качества обслуживания тех партнеров, которых имеем.

Если сравнивать 2012 и 2018 годы, то наша сеть достигла просто огромного прогресса в своих показателях по качеству обслуживания клиентов. Если в 2012-м мы были — на основе независимого опроса клиентов — полностью неконкурентны, то есть отставали от всех, то к 2018 году у нас было улучшено клиентское обслуживание по всем без исключения пунктам.

У нас нет цели открывать ежегодно по 10 дилерских центров, мы направлены на улучшение качества обслуживания.

И сами клиенты — все дружно давали положительные отзывы. Мы сделали значительные шаги в плане обучения специалистов нашей дилерской сети, проведения тренингов по продажам. Также мы сейчас предлагаем клиентам финансовые услуги — тот же лизинг. То есть все это — огромная работа, которую мы провели внутри компании за последние годы.

– Что бы вы хотели сказать тем своим потенциальным клиентам, кто сомневается, стоит ли им сегодня делать выбор в пользу техники DAF?

– Текущие клиенты DAF уже хорошо знают наш нынешний модельный ряд, возможности этой техники. Также они прекрасно знают, во сколько им обходится эксплуатация автомобилей.

С каждой новой выпущенной на рынок моделью мы лишь улучшаем качество и надежность наших автомобилей, их комфорт для водителей и владельцев. Это, безусловно, хороший продукт, который стоит попробовать.

– Что у вас в планах относительно газомоторной техники в России?

– Россия уже начала делать большие шаги для того, чтобы продвигать газомоторные технологии, — тем более, что в вашей стране очень много газа.

Со своей стороны, DAF всегда идет в ногу со временем в своем развитии, но также наблюдает и за общемировыми тенденции в отрасли.

У нас сегодня уже есть электрические грузовики, и если компания увидит какую-то другую технологию, достойную нашего внимания, то, конечно же, это будет сделано. Но очень важно понимать, что забота об окружающей среде для нас стоит на первом месте.

электрогрузовик DAF

Между технологиями электрической и газомоторной техники в DAF сделали выбор в пользу первой из них (фото: DAF)

В этом отношении, сугубо на мой взгляд, газовые двигатели не совсем рассчитаны на более отдаленное будущее — на перспективу даже 5–10 лет. Ведь требования по вредным выбросам в Европе становятся все жестче, поэтому у нас больше идет ориентир на направление развития электрической техники.

То есть нынешние газовые двигатели уже сегодня не совсем соответствуют тем жестким требованиям, которые выставляются для сбережения окружающей среды. Но в любом случае DAF внимательно следит за развитием технологий в отрасли.

– Какими итогами 2019 года вы будете удовлетворены?

– Конечно, я всегда буду всем недоволен. Но тем не менее сегодня в России у DAF есть все необходимые условия для того, чтобы достичь такого же роста продаж, как и в Европе. Наша цель по итогам года — это 2000–2500 регистраций новых машин на российском рынке.

Наша цель по итогам года — 2000–2500 регистраций новых машин на российском рынке.

Также будут открыты еще пять магазинов TRP (по продаже фирменных запчастей. — Прим. ГиД) — сейчас из-за этого мне приходится много передвигаться по стране. На данный момент их у нас насчитывается 16, до конца года откроется еще четыре. В следующем году также их будет открыто четыре.

– Почему упор делается именно на запчасти, почему это важно?

– Линейка центров TRP предлагает не только запчасти для наших грузовиков, но также и запчасти для ряда марок прицепной техники. Для клиента это очень удобно — иметь под рукой запчасти на его грузовик DAF,   на его прицеп, рефрижератор, контейнеровоз, на что угодно.

Это очень удобно — получить полную услугу здесь и сейчас, находясь в центре дилера DAF.

Конкуренция в России

– Можно ли сказать, что именно в вашем сегменте тяжелых грузовиков в России за последние год-два конкуренция в целом усилилась?

– Конкуренция была всегда и, безусловно, остается сильной. Если не будет конкуренции, то это уже неинтересно. (Эти слова Ари Хендрикс произнес с улыбкой.)

– Что вы думаете по поводу представленных на Comtrans новых моделей Ford FMax и КамАЗ-54091 с точки зрения их шансов забрать часть рынка у тягачей DAF?

– Время покажет. Если у Ford будет сильная дилерская сеть с хорошим качеством обслуживания, полным набором предоставляемых услуг и т. д., то вполне возможно. Но, повторю, время покажет.

Если не будет конкуренции, то это уже неинтересно.

Что касается «КамАЗа», то, в принципе, они идут правильным путем. У них уже есть широкая сеть в России, они смогли приблизиться к европейским стандартам работы… Поэтому у их новых моделей есть все шансы для успеха в России.

Взгляд в будущее

– Сегодня много говориться об автономном транспорте. Ваш прогноз: когда, по вашим ощущениям, начнется практическая, коммерческая эксплуатация такой техники?

– Для реализации данного проекта требуется полностью перестраивать инфраструктуру. На мой взгляд, в обозримом будущем полностью заменить водителей будет практически невозможно.

Однако к подобному сценарию тоже надо быть готовым. И вполне возможно, в более отдаленном будущем, когда-нибудь твоя жена скажет автомобилю: «Поехали к Максиму!»

 

Беседовал Максим Алексеев

РЕКАЛАМА